Дистанционная консультация. Что это?

 

Дистанционная консультация. Что это?

 

Оригинальная статья “ПОПАЛИ В СЕТИ” опубликована в журнале и на сайте “Аптека.ru

http://apteka.ru/info/magazine/2015/n01-02_jan-feb.php?utm_medium=email&utm_source=UniSender&utm_campaign=38037482&utm_source=UniSender_16_12_2014&utm_medium=Email&utm_campaign=apru

Текст: Елена Ступина

НАШИ ЭКСПЕРТЫ:

Полина Захарова (Санкт-Петербург) — врач диетолог-нутрициолог, руководитель АНО «Школа питания»

Андрей Красильников (Самара) —хирург-флеболог, врач ультразвуковой диагностики, руководитель «Самарского центра флебологии»

Артем Алексеев (Санкт-Петербург)—адвокат адвокатской конторы «Аттикус»

В наше время благодаря Интернету многое можно сделать, не выходя из дома. Заказать продукты, посмотреть фильм, пообщаться с приятелем, живущим в другой стране, а теперь еще и получить консультацию любого специалиста-медика. Надо ли говорить, что как раз последняя услуга становится сейчас всё более популярной. Кому-то некогда посещать врача, а кто-то таким образом экономит деньги — онлайн-консультации дешевле платных приемов в клиниках. Но можно ли доверять врачам, которые дают советы заочно, и избавиться от недуга, обращаясь только к интернет-консультантам? Давайте разбираться.

ЛЕЧЕНИЕ ВСЛЕПУЮ?

Перед обращением к онлайн-врачам необходимо понять специфику их работы, чтобы не требовать невозможного, например, постановки диагноза. Хирург-флеболог Андрей Красильников, который консультирует своих пациентов посредством Сети, объясняет, что интернет-врач не способен объективно оценить клиническую картину болезни. По этой причине его задача — определить сущность проблемы и обрисовать возможные пути ее решения. Очную консультацию специалиста его рекомендации заменить не могут, подчеркивает эксперт.

«Специалист в Интернете лишен самого главного — осмотра, поэтому вероятность диагностической ошибки крайне высока. Если же пациенту виртуально ставится диагноз и, что еще хуже, назначается лечение, это может привести к плачевным последствиям.

Давая конкретные лечебные назначения «вслепую», консультант нарушает самый важный принцип медицины: «Не навреди». Важно понимать, что рекомендации врача носят предварительно-информативный характер. К тому же первичная диагностика заочно не проводится и конкретное лечение не назначается»,— рассказывает Андрей Красильников.

На заметку: человеку стоит обращаться к онлайн-консультанту в случаях, когда он не может объективно оценить свое самочувствие и не знает, с чего начинать обследование и лечение, объясняет Андрей Красильников: «Консультант может сориентировать пациента, в каком направлении ему двигаться, как срочно, специалист какого профиля ему нужен, какие предварительные обследования понадобятся, осветить современные научные взгляды на решение данной проблемы».

ДНЕВНИК НА ПРОВЕРКУ!

Эту позицию поддерживает и нутрициолог Полина Захарова, которая в рамках проекта «Школа питания» консультирует желающих в режиме онлайн относительно проблем, касающихся нарушений пищевого поведения. По мнению Полины, Интернет дает специалистам больше возможностей для «маневра», в частности, позволяет находиться в постоянном контакте со своими пациентами, которые приходят на прием в клинику. Например, проверять пищевые электронные дневники — в них пациентки подробно описывают свой рацион и эмоции, которые испытали в момент приема пищи. Кроме того, Полина может работать с людьми даже из самых дальних уголков страны — ведь далеко не в каждом городе России можно получить бесплатную консультацию диетолога. Специалист поясняет: будучи онлайн-консультантом, она не призывает никого толстеть или худеть, не назначает терапию, ее задача — не лечить, а дать человеку возможность выбора: «Допустим, ко мне обращается женщина с избыточным весом. Я первым делом расспрашиваю ее о пищевом поведении и, оценив общую картину, рассказываю о пищевой зависимости, местах, где можно получить бесплатную помощь, опасности „модных" диет». Помощь в таких случаях заключается в том, что человек получает ответы на интересующие его вопросы, информацию про особенности своего заболевания, расшифровку анализов. «Моя задача — сориентировать, морально поддержать, высказать мнение»,— рассказывает Полина Захарова.

На заметку: сейчас активно развивается телемедицина — направление медицины, в котором врачи для успешного диагностирования и лечения конкретных людей используют компьютерные или же телекоммуникационные технологии. Телемедицина поддерживается государством, поскольку дает возможность жителю самого отдаленного уголка страны получить консультацию, например, столичного специалиста. Нередко, таким образом, для врачей транслируются операции, проводятся семинары. Существует также и домашняя телемедицина, поскольку ряд пациентов нуждается в частом осмотре специалистами — оборудование для сбора данных о состоянии здоровья человека соединяется с монитором. В итоге, все данные свободно передаются лечащему врачу.

Яндекс.Метрика

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Чтобы консультация была максимально полезной, необходимо изложить как можно подробнее суть вопроса, советует Андрей Красильников: «Помните, что особенности виртуального консультирования резко ограниченны — нередко у многих пациентов это вызывает недовольство. Другой момент — старайтесь задавать специалисту вопросы, которые составлены корректно». Каких же вопросов, по мнению эксперта, следует избегать при обращении к интернет-консультанту? Комментирует Андрей Красильников.

• В настоящий момент я не могу (нет времени, денег, возможности) пойти к врачу, поэтому ответьте на мой вопрос. «Если на такие вопросы вам будут отвечать виртуально, не принимайте такие ответы всерьез. Потому что они — доказательство безответственности консультанта».

•К сожалению, в нашем городе медицинская помощь оставляет желать лучшего. «Консультант в этом не виноват. Есть платные учреждения, крупные города, где работают квалифицированные специалисты».

•Какую вы порекомендуете схему лечения для меня? «Решить вопрос о показаниях и противопоказаниях к использованию лекарств может только лечащий врач, он же подбирает конкретную схему лечения с учетом индивидуальных особенностей пациента».

•Какой препарат самый подходящий для меня? «Не существует идеального препарата. Есть наиболее подходящий для конкретного человека. И путь к его поиску — это исключение противопоказаний, индивидуальный подбор лечащим врачом, а потом отслеживание реакции организма».

•Мне назначили лечение. Будет ли оно эффективно? «Нет заведомо эффективных схем для лечения конкретного человека. Оценить „программу" можно только после его окончания. Заранее можно сказать, является ли назначение грамотным — и консультант может это сделать».

•У меня болит/колет ***. Проверили все — норма. Что делать? «Выводы должен делать лечащий врач».

•У меня выделения (уплотнение, язва и т. п.). Скажите, что это может быть? «Ответить

на такой вопрос виртуальный врач не может, потому что знает — может быть все что угодно».

•У меня ***, это не опасно? «Поскольку неизвестно, чем человек болен, то и нельзя знать, опасно это или нет».

•Назовите признаки мастопатии/рака.

«Их можно поискать самостоятельно в медицинском справочнике».

•Как вы относитесь к «альтернативной терапии» (болиголову, витуриду, керосину)?«Медицина не всесильна, но это не повод проводить над собой эксперименты».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Помните, что онлайн-специалист не может посылать пациента, обратившегося к нему, на снимки или анализы. По словам Андрея Красильникова, причина проста — дополнительное обследование должно назначаться только после осмотра и результаты должны сопоставляться с клинической картиной. «Но заочный консультант может порекомендовать обсудить с  лечащим врачом определенный вид исследования или перечень анализов», — уточняет эксперт. Необходимо понимать, что преодолеть болезнь, пользуясь только услугами онлайн-врачей, невозможно. «Лечение — это сложный процесс, требующий в первую очередь постановки диагноза, для чего требуется осмотр, сбор жалоб и анамнеза, назначения дополнительных инструментальных и лабораторных методов исследования, интерпретация их в сравнении с клинической картиной, наблюдение за динамикой процесса и т. д. Всё это требует обязательного постоянного контакта с пациентом, чего по определению лишена любая виртуальная консультация»,— говорит Андрей Красильников.

На заметку: эксперт утверждает, что в ряде случаев услугами онлайн-консультанта пользоваться не стоит. Например, при острых состояниях, когда боли ощущаются в животе, голове, груди. «Медлить с обращением к врачу опасно. Поэтому консультант должен сориентировать пациента в нужном направлении и не притупить бдительности», — объясняет Андрей Красильников.

О чем не нужно умалчивать на приеме у специалиста -читайте на apteka.ru прямо сейчас!

ВЫЧИСЛЯЕМ ШАРЛАТАНОВ

Приняв решение проконсультироваться у специалиста в Сети, нужно внимательно подойти к его выбору. Андрей Красильников предупреждает: при всех положительных моментах интернет-пространство создает благоприятные условия для деятельности шарлатанов и «специалистов», цель которых — получение материального вознаграждения и продвижение сомнительной продукции и услуг.

«Прежде чем задавать вопросы на тему здоровья в Интернете, нужно быть в курсе хотя бы базисной информации по интересующей проблеме. Для этого можно посетить справочные медицинские порталы или сайты профессиональных врачебных сообществ»,— советует он. Эксперт также рекомендует избегать консультантов, уже в начале разговора предлагающих приобрести медицинские изделия, аппараты, литературу или чудодейственные средства.

По его словам, важно выбирать для консультирования сайты или форумы с хорошей репутацией и прозрачной информацией о консультантах. Также обязательно обратите внимание на ответы консультанта другим пациентам — они должны быть максимально корректны. Одним из лучших вариантов для обратившегося является получение консультации сразу у нескольких независимых экспертов, которые имеют возможность дискутировать по возникшему вопросу. Другой немаловажный пункт — оплата услуг. «Бесплатные услуги специалистов предлагает большинство сайтов, на которых врачи-эксперты отвечают на вопросы пациентов на добровольной основе в свободное от основной работы время», — говорит Андрей Красильников. Он уточнил: в некоторых случаях придется внести плату за более подробное консультирование, либо пациенту предложат финансово отблагодарить консультанта, если информация оказалась полезной.

На заметку: нутрициолог Полина Захарова предостерегает: снижать вес, действуя в соответствии с рекомендациями онлайн-диетологов, в большинстве случаев опасно: «В Интернете хватает объявлений типа „Составлю программу похудения". Людям предлагается заплатить за диету, составленную с учетом их особенностей. Но зачастую диетологи, скрывающиеся за аватарками, не имеют медицинского образования, а чудо-диеты оказываются несбалансированными. Человек, может, и похудеет, но вопрос в том, какой ценой. Современные технологии не отменяют простых походов в клинику. Необходимость личного контакта с врачом есть всегда, если вопрос касается здоровья».

ПО ЗАКОНУ

Онлайн-консультирование законом не запрещено, однако явление сдерживается регулятивными рамками, поясняет адвокат Артем Алексеев. «Услуги дистанционного консультирования должны предлагаться компаниями или индивидуальными предпринимателями, которые имеют медицинскую лицензию – медицинскими учреждениями»,— говорит эксперт. Артем Алексеев уточняет, что для получения такого документа в организации обязательно должны работать дипломированные специалисты. Также важным моментом является наличие помещения, которое находится в аренде или является собственностью фирмы.

Также абсолютно вся информация о консультанте, оказывающем подобные онлайн-услуги, в том числе и об имеющихся лицензиях, должна находиться в свободном доступе. Ведь согласно п. 2 ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан рассказать посетителю о предоставляемой услуге. Артем Алексеев пояснил: Верховным Судом РФ даже было разъяснено, что в случае дистанционной продажи услуг данные должны размещаться с учетом технических особенностей носителей, т. е. выкладываться на видимом месте сайта.

Кроме того, по закону специалисты, которые консультируют в онлайн-режиме, обязаны каждые пять лет проходить аттестацию, как и врачи, принимающие в клиниках. «Прохождение процедуры является одним из условий для получения лицензии. По крайней мере, Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, никаких исключений для интернет-врачей не содержит», — рассказал Артем Алексеев.

На заметку: за неправильно поставленный диагноз онлайн-консультанта также можно привлечь к ответственности. Однако, отмечает адвокат, на практике сайты, которые предоставляют сервисы онлайн-консультаций, редко запрашивают какие-то личные данные у своих специалистов: «Зарегистрироваться в качестве консультанта так же легко, как и в качестве простого пользователя. При этом неизвестно — под своим ли именем человек заходит на сайт или под вымышленным»,—объясняет он.

Эксперт уточнил: сейчас неизвестно ни об одном случае возбуждения уголовного дела по статье 235 УК РФ «Незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности» относительно онлайн-сервисов. Между тем в этом случае предусматривается наказание в виде штрафа и даже лишения свободы. Не привлекались консультанты и за незаконное занятие народной медициной (ст. 6.2 КоАП). Правда, в рамках административного преследования в этом случае «расплата» невелика — 2500 рублей.

1.Постановление Правительства Российской Федерации № 499 от 04.07.2002 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (с изменениями от 3 октября 2002 г.) и Приказ Минздрава России № 238 от 26 июля 2002 г «Об организации лицензирования медицинской деятельности».

2. п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Оригинальная статья “ПОПАЛИ В СЕТИ” опубликована в журнале и на сайте “Аптека.ru

http://apteka.ru/info/magazine/2015/n01-02_jan-feb.php?utm_medium=email&utm_source=UniSender&utm_campaign=38037482&utm_source=UniSender_16_12_2014&utm_medium=Email&utm_campaign=apru